Гидроудар — это одна из самых серьезных аварийных ситуаций для любого двигателя внутреннего сгорания. Он происходит, когда в цилиндры вместе с воздухом попадает несжимаемая жидкость, чаще всего вода. Поршень, движущийся вверх на такте сжатия, встречает непреодолимое препятствие, что приводит к мгновенной остановке коленчатого вала и возникновению колоссальных ударных нагрузок.
Последствия гидроудара почти всегда катастрофичны для силового агрегата. Поскольку жидкость не сжимается, ударная волна ищет выход через самое слабое звено. Чаще всего это приводит к деформации шатуна, который изгибается или ломается. В тяжелых случаях погнутый шатун может пробить боковую стенку блока цилиндров, что делает двигатель непригодным для ремонта.
Даже если блок цилиндров уцелел, последствия все равно крайне тяжелы. Погнутый шатун вызывает перекос поршня в цилиндре, что ведет к задирам на его зеркале и разрушению поршневых колец. Повреждаются вкладыши коленвала и сам коленчатый вал из-за колоссальных нагрузок. Часто страдают головка блока цилиндров и клапанный механизм.
Варианты ремонта целиком зависят от масштаба повреждений. В относительно легких случаях, когда не поврежден блок, может потребоваться полная разборка двигателя, замена всех шатунов, поршней, ремонт или замена коленвала и расточка блок цилиндров — фактически, капитальный ремонт.
Если же блок пробит или имеет трещины, единственным экономически оправданным решением часто является замена двигателя в сборе на контрактный. Предотвращение гидроудара — главная защита, которая заключается в избегании глубоких луж и понимании возможностей своего автомобиля.

